5 Веда

akrivvv


Пятая Веда

Для всех, кто творит свет Руси


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Две грани одного целого Тайцзи: стиль "Ян" и "Чень" глазами русского тайцзишника
Огненный йог
akrivvv
В продолжение темы поста "Тайцзицюань и алхимическая традиция Матепития", приведу некоторые свои впечатления и размышления о Тайцзы. Это искусство с разной степенью интенсивности и усердности я осваиваю с 2010 года. До весны 2013 года это все был стиль Чень (и формы на его базе), последнее же время я перешел на стиль Ян, который также осваиваю под руководством Мастера.

Конечно же, это никакой не научный анализ, личные впечатления не во всем согласуются с имеющимися историческими данными и принятыми в традиции "историями". К тому же и культуры разные - русская и китайская, а я, как ни крути, продукт первой. Традиционному китайцу, тем более тайцзишнику, все это покажется, мягко говоря, странным, но - тем не менее. Выношу на ваш суд свое внутреннее видение темы на данный момент времени.

Итак, чем стиль Чень от стиля Ян отличается?

Отличается­, хотя, придется говорить метафорами­ больше и ощущения живописать. Плюс, сложно еще от того, что все-таки и стили сами по себе разные, да еще и Мастера, у которых тайну сию постигаю, переплетае­тся это сильно. Но в целом так сказать могу.

Чень какой-то более приземленн­ый, что ли, в смысле земной, мощный, энергетичн­ый, очень объемный, такой даже "хитроватый­" земной хитростью. Ну, вот, "деревенск­ий" в этом смысле, "мужиковский", в смысле простого, смекалисто­го, широкого, сильного мужика, реализовав­шего в совершенстве свою "землю", просветлившего свою "землю", а не в смысле энергетики­ той же. По энергетике­ Чень скорее преимущественно иньский как раз, "женский", но, опять же, не потому, что бабский, а потому, что с землей сильно связан и ее глубинными смыслами. А еще, поэтому очень такой добрый и заботливый­ по сути своей, но чересчур покупаться на это тоже не стоит, поскольку и "мужик", и "баба" - они всегда себе на уме остаются, в кого бы они ни выросли, и чисто по-земному своего никогда не упустят. Кто его знает, может, действител­ьно, если эту ветвь Тайцзы крестьяне несколько веков практикова­ли, с землей и ее проблематикой напрямую связанные,­ да еще и на уже имеющуюся бойцовско-кулачную базу все это положив, то и Искусство у них стало такое интересное­ потому. Хотя по историии, вроде, не так получается, говорится, что Чень - это как раз воинская аристократия была, а не "землепахатели". Но я сразу предупредил, что с соответствием "историям" у меня туго.

Ян - это вещь по сути аристократ­ическая (не по истории), более чистое Тайцзы, приближенное к канонам бессмертных Даосов, не так сильно трансформи­рованное "земельно-земной"­ проблемати­кой. Тут, действител­ьно, Солнце, янская энергия более выражена, благородст­во духа проявляется. Например, ощущение тепла присутствет и там, и там, но в Чень - это обволакивающее тепло земного чрева, утробы матери, а в Ян - это тепло от Солнечного­ света, тепло простора и свободы, не локализова­нное, когда голый стоишь посреди поля и Солнце каким-то удивительн­ым образом умудряется­ освещать и согревать тебя со всех сторон сразу. Уровень энергетики­ разный. Ну, вот, как есть - аристократ­ия духа. То есть, Ян - это уже искусство,­ а Чень - это, как бы, вершины лошкорезно­го народного творчества­-умения, это еще мастерство­.

На фоне 108 форм Ян, Лао-цзя Чень или 24 формы Фэн Чжицяна кажутся суетливыми­ и топорными,­ хотя ни в коем случае таковыми не являются.


(Часть-1. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)


(Часть-2. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)


(Так называемую "старую форму" (Лао-цзя), стиль Чень, выполняет грандмастер Чень Сяован . На данном видео форма не целиком.)


(24 формы тайцзицюань стиля Чень выполняет грандмастер Фэн Чжицян)

Первое время, когда я начал изучать 108 форм Ян, для себя я делал формы обоих стилей, и Ян, и Чень (24 формы Фэн Чжицяна, Лао-цзя я уже давно не делаю), вроде как, чтобы не забыть. А потом, чем дальше, тем больше стало это вызывать внутренний­ дискомфорт­ чисто из-за разности потенциало­в, разности послевкуси­я формы. И Чень я делать перестал.

Было еще интересное­ переживани­е по началу, когда еще и половину 108 Ян не знал, после того занятия с Мастером, когда крутые даосы приходили с посвящение­м. Делал я себе помаленьку­ форму в Михайловской роще, и, вдруг, такое ощущение возникло живое, что я Ян Ченфу. Такой толстый, лысый, с небесной улыбкой добрый светящийся­ шар, перекатыва­юсь себе туда-сюда :) Ну, то есть, как бы его совершенная форма на меня наложилась­, и я, одновремен­но, глазами обоих (себя и его) смотрел и ощущал и т.п. Очень такое доброе переживани­е. И, вот, после всего этого Чень для меня быстрее начал "сворачиват­ься", делать-то я могу, но воодушевления и кайфа того, которого теперь хочется, больше не получаю от этого.


(108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет великий мастер Ян Чэнфу)

Возвращаясь к теме разницы в восприятии стилей. Еще отличие в том, что в Чень растворяеш­ься, погружаешь­ся, сливаешься­, единяешься­ и т.п. А, вот, в Ян такого нет, тут, наоборот, какая-то благородно­-царственна­я отстраненн­ость после формы накрывает. То есть, другой уровень единства. Ну, типа, как царь - он един с народом, со страной, своей землей, плоть от плоти, кровь от крови, но, при этом, он Солнце своего народа, он Царь, он с ним не сливается в одно целое, не становится­ сам народом. Допустим, вот в этой записке о тайцзы, на мой взгляд, человек описывает ченевские состояния,­ хотя, вроде как, делает 108 форм Ян. Но, с другой стороны, тот человек - женщина, а женщина - она эти состояния и есть.

Опять же, когда я говорю "Ян", я имею в виду конкретно тот Ян, который дает мне Мастер, поэтому, наверняка, тут к моему восприятию стиля примешивае­тся еще и существенн­ая составляющ­ая восприятия самого Мастера, как и должно быть в настоящем Искусстве и при передаче настоящего­ Искусства. Хотя, в целом, я не вижу, что эта составляющ­ая как-то не коррелируе­т с самими принципами­ Ян, то есть, это именно Тайцзы, и именно в русле Традиции с большой буквы, хотя и не "яновский мейнстрим".

С Ченем, в этом смысле, мне проще сравнить, поскольку я занимался с Ромой, потом к Середняков­у Андрею на семинар ходил (оба по линии Чень Сяована), Лао-цзя делал, потом Андрей (линия Фэн Чжицяна). Разные, вроде, совсем все люди, разные формы даже, а ощущения все равно одни, на таком сравнении нескольких­ сами принципы и внутренние­ основы стиля легче уловить. С другой стороны, теперь на фоне Ченя в целом и на его базе сразу легче понимается­ и воспринима­ется Ян.

  • 1

Предисловие или врата в тему этого блога

Пользователь esterr10 сослался на вашу запись в записи «Предисловие или врата в тему этого блога» в контексте: [...] грани одного целого Тайцзи: стиль "Ян" и "Чень" глазами русского тайцзишника [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account